АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ
:
(354—430) Мыслитель, вписавший
заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей
античности и заложивший мощный фундамент религиозно-философской
мысли средневековья.
По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно
потому, что оно существует, есть благо. Зло — не субстанция, а
недостаток, порча субстанции, небытие. Бог есть источник бытия,
Чистая форма, наивысшая красота, источник блага. В мировом
порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также имеет свое
место в строе целого. Августин считал достойным познания такие
объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести из
самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей —
из обобщения опыта. Он разработал философскую антропологию. Душа,
согласно Августину, — Нематериальная субстанция, отличная от
тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна.
Бога Августин рассматривает как внематериальный Абсолют,
соотнесенный с миром и человеком как своим творением. Бог
сверхприроден. Августин истолковывал Бога как личность,
сотворившую все сущее. Утверждая принцип бестелесности Бога, он
выводит отсюда принцип бесконечности божественного начала.
Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени.
Время и пространство существуют только в мире и с миром. Начало
творения мира есть вместе с тем и начало времени. Время есть
мера движения и изменения.
Ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования —
действительное существование присуще только настоящему. И в
зависимости от него мы осмысливаем и прошлое, и грядущее.
Прошедшее обязано своим существованием нашей памяти, а будущее —
нашей надежде. В мире мыслей — идей Бога все есть раз и навсегда
статичная величина, неотделимая от Бога.
Говоря о деяниях Бога, мыслитель подчеркивает его всеблагость. Но
в мире творится и зло. Почему его допускает всеблагой Бог?
Августин доказывал, что все сотворенное в той или иной мере
причастно к абсолютной доброте. Зло относительно, и надо
воспринимать его как ослабленное добро и как необходимую ступень
к добру.
Божество изначально предопределило одних людей к добру, спасению
и блаженству, а других — к злу, погибели и мучениям. Без
предопределенной божественной благодати человек не может иметь
доброй воли. Учение Августина о предопределении можно назвать
религиозным фатализмом.
По мысли Августина, наиболее достоверные знания — это знание
человека о своем собственном бытии и сознании. Познание основано
на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. Человек имеет о
доступных пониманию и разуму предметах познание, хотя и малое,
однако совершенно достоверное, и жалким образом обманывается тот,
кто думает, что чувствам не надо верить. Нормой же познания
является истина. Неизменная, вечная истина есть источник всех
истин, есть Бог.
Разум, по Августину, есть взор души, которым она сама собой, без
посредства тела, созерцает истинное. Истина же содержится в нашей
душе, а душа наша бессмертна, и человек не вправе забывать о
внеземной цели своей жизни.
Размышляя о социальной реальности, в частности о богатстве и
бедности, Августин утверждал, что имущественное неравенство Людей
— неизбежное явление социальной жизни. Августин утешал людей тем,
что человек добродетельный, хотя и находится в рабстве и наг, в
душе свободен и, напротив, злой человек, хотя он и царствует, —
жалкий раб своих пороков. Человечество образует в историческом
процессе два «града»: с одной стороны, светское государство —
царство зла, греха, царство дьявола, а с другой — христианскую
церковь — царство Божие на земле. Эти два «града» созданы двумя
родами любви: земное царство создано любовью человека к себе,
доведенной до презрения к Богу, а небесное — любовью к Богу,
доведенное до презрения к себе.
|