Сартр Жан Поль
:
(1905—1980)
Французский философ и писатель, представитель экзистенциализма.
Основные проблемы его философских размышлений — суверенность
сознания, смысл бытия и онтологический статус личности,
специфичность человеческого существования как «принципиальной
неполноты» и самосознательности, случайность нашего бытия в мире,
проблема открытости и «событийности историй» и мира. Особое
внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой
он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая
свободой воли, несет ответственность за все, что творится.
Сартра волнуют проблемы человеческого сознания и психики.
Воображение он рассматривает как средство отрыва сознания от мира
и как полагание несуществующего. Самосознание трактует как некую
«прозрачность» для субъекта сознания. Сартр впадает в
преувеличение возможностей человека, исходя из того, будто бы он
постоянно строит сам себя вплоть до мельчайших деталей и что ему
ничего не дано и он сам должен постоянно встраивать свою
фактичность в свой универсум.
В мировоззрении Сартра причудливо смешиваются гуманизм,
демократизм и левый экстремизм, а также марксизм и
экзистенциализм.
Сартр отрицает что-либо, стоящее над экзистенциальностью и
придающее ей смысл. Человеческому существованию принадлежат
страх, неуверенность в будущем, всеобщая бессмысленность жизни.
Человек брошен в эту мутную бессмысленность существования: и все
же лишь в этом мире отрицательного, бессмысленного он может
добиться свободы, не зависеть ни от кого и ни от чего.
«Бытию-в-себе-вещей» противостоит «для-себя-бытие-человека» — их
разделяет ничто, небытие. Сущность человека — то, что он умеет
делать из своего существования во встречающихся ему ситуациях.
Его «для-себя-бытие» заключается в постоянном проектировании
своей самости.
Человек существует, лишь поскольку он свободно выбирает. Любовь,
половая страсть, мазохизм, садизм, ненависть, равнодушие — все
это отчаянные попытки скрыться от безжалостной свободы, сочетать
браком «для-себя-бытие» с «бытием-в-себе».
|