Руссо Жан Жак
:
(1712—1778)
Один из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения, философ,
социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области
философии искусства (особенно музыки) и педагогики.
Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо
утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих
начала. В вопросах теории познания он придерживался идей
сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных
идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные
отношения и деспотический политический режим. Столь же резко
критически он относился к частной собственности, видя в ней
источник всех социальных зол. Основным видом социального зла он
считал общественное неравенство. Из богатства возникают
праздность и роскошь, что ведет к развращению нравов.
Цивилизации, освящающей неравенство, Руссо противопоставлял
простоту и «невинность» первобытных людей.
Развивая идеи общественного договора, Руссо в отличие от Т.
Гоббса утверждал, что в «естественном состоянии» не только не
было «войны всех против всех», но в отношениях между людьми
господствовали дружба и гармония. Он смело восстал против
современной ему цивилизации как цивилизации неравенства, при этом
различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из
разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое,
выражающееся в различных привилегиях.
Руссо стремился выработать исторический подход и к проблеме
государства, усматривая в нем не вечный институт, а учреждение,
возникшее на определенной ступени развития человечества. В основе
образования государства лежит, по Руссо, соглашение. Государство,
возникшее в результате появления общественного неравенства, в
свою очередь обусловило дальнейшее углубление неравенства.
Противоположность между богатыми и бедными дополнилась новой
противоположностью — между сильными и слабыми, господствующими и
подвластными. Такова, по Руссо, вторая ступень неравенства.
Третьей ступенью явился переход от правомерной власти к власти
деспотической, основанной на произволе.
Учение Руссо об общественном договоре служит обоснованием его
учения о демократии: власть в государстве должна принадлежать
народу. Руссо различал три основные формы правления:
демократическую, аристократическую и монархическую. При
демократической форме правительственные функции возлагаются на
весь народ или на его часть; при аристократической рамки
правительства суживаются, ограничивая его небольшим числом лиц;
наконец, при монархической все функции правления могут быть
сосредоточены в руках одного человека. Главная задача
общественного договора состоит в отыскании такой формы
ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей силой личность и
собственность каждого члена и в которой каждый, соединясь с
другими, оставался бы в то же время свободным. Права всех людей,
вступающих в подобную ассоциацию, должны быть отчуждены в пользу
общественного целого.
Руссо высказал глубокую мысль об исторической необходимости
противоречий в общественном развитии. Ему принадлежит также идея
сочетания прогресса и регресса в общественном развитии. Так,
возникновение неравенства было одновременно проявлением и
прогресса, и регресса в развитии общества.
|