НИЦШЕ Фридрих
:
(1844—1900)
Немецкий философ,
представитель философии жизни, яркий проповедник индивидуализма,
волюнтаризма и иррационализма.
Ницше чужды всякие попытки построения философской системы. Мир
есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее
«вечного возвращения одного и того же». Вслед за А. Шопенгауэром
Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления,
порыв, как «волю к власти», к расширению своего Я, к экспансии.
Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование
животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием у
Ницше является идея жизни. Он родоначальник философии жизни. В
человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое
организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой,
необходимый для сохранения организменных образований, в первую
очередь инстинктов. Каждый человек по-своему конструирует мир,
исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове —
своя индивидуальная мифология в условиях его стадного
бытия.
Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он
противопоставляет им amor
fati — любовь к судьбе; он
отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие
цельность человеческой природы». Ницше, будучи сторонником
принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию
абсолютного господства «высшей касты» — тех «немногих», которые
«имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать
над подавляющим большинством — серостью, которую не общество, а
сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть
«общественной пользой».
Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали.
Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая
послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и
расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» — это культ
«сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все
критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы
человеческого поведения маскируют «волю к власти». Для Ницше как
философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень
автоматической включенности человека в стихийный и
нерасчлененно-целостный поток
бытия. Характеризуя жизнь как «специфическую волю к аккумуляции
силы», Ницше утверждает: жизнь как таковая «стремится к максимуму
чувства власти».
Рассматривая искусство, Ницше выделяет в нем два начала:
дионисийское — стихийное, оргиастическое, экстатическое — и
аполлоновское — просветленное, гармоническое, рефлексивное. Эти
противоборствующие силы характеризуют само бытие, причем
дионисийское, изначально-жизненное, лежит в основе бытия. Идеал
культуры заключается в опосредовании и достижении равновесия этих
полярных начал. Искусство — это сублимация чувственного
удовольствия: восприятие произведений искусства сопровождается
возбуждением полового инстинкта, опьянением, жестокостью как
глубинным состоянием психики. Их смешение производит эстетическое
состояние.
Реферат
"Философия Ницше" (doc, 32 Кб)
|