КАНТ Иммануил
:
(1724—1804)
Основоположник немецкой классической
философии. Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был
глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза
происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности
до сих пор является одной из фундаментальных научных идей
астрономии.
Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом
разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию
характер необходимости и всеобщности.
Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как
они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть
на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию
доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание
нашего опыта. Но миру явлений соответствует независимая от
человеческого сознания сущность вещей — «вещи в себе»: абсолютное
познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е.
умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.
Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку
известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не
реальны, т.е. не особая, самостоятельная реальность. Чувственные
впечатления связываются между собой посредством суждений, в
основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они суть
«чисто логические» формы, характеризующие только «чистое
мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого
опыта, т.е. априори.
В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике:
противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания.
Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она
субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а
только мыслительной деятельности. Кант ввел в теорию познания
воображение: наши знания — это духовная конструкция, возведенная
воображением из материала чувственных восприятий и каркаса
доопытных (априорных) логических категорий. Но будучи великим
конструктором, воображение не всемогуще. Логический каркас
категорий априорен. Трансцендентальная философия — это не теория
«врожденных идей», поскольку в таком случае они были бы лишены
познавательной силы. Человек, приступающий к познанию, уже
обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант
различает априорное и апостериорное (на основе опыта)
происхождения понятий и категорий. Оба эти источника позволяют
воображению и мышлению осуществлять постижение сущего.
В своей теории познания Кант выделяет такой феномен духа, как
трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания,
составляющее условие возможности всякого познания. Кант
отличал трансцендентальную
апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и
состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к
нашему Я как его центру, что необходимо для объединения всего
многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех
переживаний Я.
По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть
мира явлений, где все детерминировано, где характер человека
определяет его склонности, страсти и условия, в которых он
действует, но с другой — у человека есть иной, сверхчувственный
мир «вещей в себе», стоящий над ним. Отсюда Кант делает вывод:
свобода и есть, и ее нет. Такое противоречие Кант именует
антиномией свободы. Он говорит и об иных антиномиях, например об
антиномии конечного и бесконечного.
Человек, по Канту, — это «самый главный предмет в мире». Над
всеми другими существами его возвышает наличие самосознания.
Благодаря этому человек представляет собой индивидуальность, т.е.
личность. Из факта самосознания вытекает эгоизм как природное
свойство человека. Эгоизму Кант противопоставляет образ мыслей,
при котором человек рассматривает своё Я не как весь мир, а лишь
как часть его, Человековедение — это в сущности вместе с тем есть
и мироведение. Мыслитель требует обуздания эгоизма и полного
контроля разума над душевными проявлениями личности.
Кант ставит вопрос: может ли человек иметь представления и не
осознавать их? Такие представления, согласно Канту, являются
«темными». Но их роль велика в творчестве.
Кант анализирует такие способности человека, как талант и гений.
Талант к изобретению и открытию — это высший уровень дарования.
Таков гений.
Говоря о необходимости самосовершенствования человека, его души,
Кант подчеркивает: «Развивай свои душевные и телесные силы так,
чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут
появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими».
В области нравственности Кант разработал понятие категорического
императива. Нравственный закон, не будучи обусловлен никакой
внешней целью, есть категорический императив, выражающий
абстрактную обязанность; «Поступай только согласно такой максиме,
руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы
она стала всеобщим законом... поступай так, чтобы ты всегда
относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого
так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к
средству». Именно долг перед человечеством и перед своей совестью
заставляет нас вести себя нравственно.
В философии Канта нравственное слито с идеей религиозного,
божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть
всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей. Она
представляет собой царство Божие на земле.
В своем учении о праве Кант развивал идеи, выдвинутые
французскими просветителями. Это прежде всего признание
необходимости уничтожения всех форм личной зависимости,
утверждение личной свободы и равенства всех людей перед законом,
ликвидация всех юридических привилегий. Юридические законы он
выводил из нравственных, а те и другие носили у него априорный
характер, подчинялись чистому практическому разуму.
В учении о государстве Кант развивал идеи Ж.Ж. Руссо, в
частности, идею народного суверенитета. Источником суверенитета
он считал не народ, а монарха, отрицая право судить главу
государства, который «не может поступать не по праву». Следуя
идеям Вольтера, Кант признавал Право на свободное высказывание
своего мнения, ограничивая его, однако, необходимостью
гражданского и политического повиновения властям, без чего
немыслимо само существование государства: «Рассуждайте сколько
угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».
Во взглядах на отношения между государствами Кант выступал против
неправового состояния этих отношений, против господства на
международной арене права сильного. Выход из такого состояния он
видел в создании равноправного союза народов, задача которого —
оказывать помощь государствам при нападении извне. Существование
такого союза — залог жизнеспособности человечества в целом.
Неотъемлемой частью всей философской системы Канта является идея
вечного мира. Хотя эту идею сам он считал нереализуемой, однако
полагал, что союз государств может приблизить человечество к
осуществлению такого идеала.
Кант размышлял о будущей участи человечества. По его мнению,
конец всего сущего может быть троякого рода: 1) естественный,
соответствующий моральным целям божественной мудрости; 2)
сверхъестественный — под воздействием причин, нашему пониманию
недоступных; 3) противоестественный, который «мы вызовем сами
вследствие неправильного понимания конечной цели».
|