ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих
:
(1770—1831)
Немецкий философ, стоит в одном ряду
с самыми великими мыслителями в истории человечества Платоном,
Аристотелем, Кантом. Гегель развил учение о законах и
категориях диалектики, впервые в систематизированном виде
разработал основные принципы диалектической логики. Кантовской
«вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность
проявляется, явление существенно. Гегель, усматривая в жизни
природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей
мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что
категории суть объективные формы действительности, в основе
которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея», или Мировой
дух. Это — деятельное начало, давшее импульс возникновению и
развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в
мышлении, цель — в самопознании. В процессе самопознания разум
мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи
в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в
которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и
категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде
явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории);
развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа).
На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе
и постигает себя в форме человеческого сознания и
самосознания.
Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии и
общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса,
развития, истории. Все находится в процессе — не существует
никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет
ничего отдельного, не связанного со всем. Философия и наука
приобрели во всех сферах генетический и сравнительный
методы.
Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал,
что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно
совершило в своем развитии, что развитие происходит не по
замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в
этом процессе совершается переход количественных изменений в
качественные, что источником развития являются противоречия:
противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и
жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В
философской системе Гегеля действительность представлена как цепь
диалектических переходов.
Поиски Мирового разума в истории привели Гегеля к обнаружению
исторической закономерности, в которой реализуется диалектика
необходимого и случайного. Согласно Гегелю, история развивается
не как автоматический процесс; история человечества слагается из
действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать
свои собственные интересы и цели. Пафос гегелевского понимания
истории заключается в утверждении активности человека, ибо ничто
великое не совершается без страсти. Однако в результате действий
людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличное от
их первоначальных замыслов, с чем в своей дальнейшей деятельности
люди вынуждены считаться как с объективной предпосылкой. Так, по
Гегелю, случайность становится необходимостью. Цель всемирной
истории заключается в познании Мировым духом самого себя. В этом
познавательном процессе он проходит ряд конкретных ступеней,
воплощаясь в понятии народного духа. Носителем мирового духа
является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, в то
время как другие народы уже прошли этап своего наивысшего
расцвета, исчерпав свои возможности, и клонятся к закату, а иные
еще только нарождаются, находясь, по историческим масштабам, в детском
возрасте. Согласно Гегелю, разум в истории осуществляется таким
образом, что каждый народ получает право внести свою лепту в
процесс восходящего самопознания Мирового духа. Но процесс этот
не хаотический. Гегель устанавливает четкий критерий периодизации
всемирной истории, которым является прогресс в осознании свободы.
Ему соответствуют четыре этапа восхождения к свободе: восточный
мир; греческий мир; римский мир; германский мир.
Свою концепцию философии истории Гегель выстраивает на основе
принципов историзма, объективности (закономерности) и монизма,
которые составили золотой фонд сокровищницы мировой
философии.
|