(427—347 до н.э.)
Великий древнегреческий мыслитель, оказавший и оказывающий
влияние на всю мировую философскую культуру.
По его представлениям, Космос полон божественного смысла,
являющего собой царство идей (эйдосов), вечных, нетленных и
пребывающих в своей лучезарной красоте. Мир по природе двойствен:
в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый
мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея
дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное бытие,
а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее
между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые
копии.
Идея — центральная категория в философии Платона. Идея — это
смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся
космическая жизнь: они обладают регулятивной энергией и управляют
Вселенной, они — вечные образцы, парадигмы (от греч.paradigma— образец), по которым из бесформенной и текучей
материи организуется все множество реальных вещей. Между идеями
существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это
идея абсолютного добра. Существенной составляющей
мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее
важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка.
До Платона не знали понятия «идеальное» в собственном смысле
этого слова. Платон же выделил этот феномен как нечто самосущее.
Он приписал идеям изначально отдельное от чувственного мира,
самостоятельное бытие. А это, в сущности, является удвоением
бытия, что составляет суть объективного идеализма.Трактуя идею души, Платон говорит:
душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и
красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно
находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о
мире идей». Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы
предназначена своя участь, судьба. Душа — бессмертная сущность, в
ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая,
аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или
вожделяющая. Разумная часть души — основа добродетели и мудрости,
пылкая — мужества; преодоление же чувственности есть добродетель
благоразумия. Для Космоса в целом источник гармонии есть мировой
разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь
вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом,
которое само по себе лишено способности к движению. Гармоничное
сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает
гарантию справедливости как неотъемлемого свойства
мудрости.
Платон подходил к познанию с позиций диалектики. Особенно
подробно он разрабатывал диалектику единого и многого,
тождественного и иного, движения и покоя и других.
Признав вслед за своими предшественниками, что все чувственное
«вечно течет», непрестанно изменяется и постольку не подлежит
логическому уразумению, Платон отличал знание от субъективного
ощущения. Нашей субъективной мысли соответствует объективная
мысль, пребывающая вне нас.
Ранняя греческая мысль в качестве философских категорий
рассматривала стихии: землю, воду, огонь, воздух, эфир. Затем
категории приобретают вид обобщенных, отвлеченных понятий. Так
они выглядят и поныне. Первая система из пяти основных категорий
предложена Платоном: сущее, движение, покой, тождество,
различие. Мы видим здесь вместе и категории бытия (сущее,
движение) и логические категории (тождество, различие). Платон
трактовал категории как последовательно вытекающие друг из
друга.
Особое место во взглядах Платона занимает учение о государстве.
«Идеальное государство» является сообществом земледельцев,
ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни
граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей,
которые осуществляют мудрое и справедливое управление. Такое
«идеальное государство» Платон противопоставил античной
демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к
государственному управлению. «Идеальное государство», по Платону,
должно всемерно покровительствовать религии,воспитывать в гражданах благочестие, бороться
против всякого рода нечестивых.
Платон выделял: «идеальное государство» (или приближающееся к
идеалу) — аристократия, в том числе аристократическая республика
и аристократическая монархия; нисходящую иерархию государственных
форм, к которым он причислял тимократию, олигархию, демократию,
тиранию.
Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами.
Благо он считал единством добродетели и счастья, прекрасного и
полезного, доброго и приятного. Идеал абсолютной объективной
правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе
противополагается приятному. Вера в конечную гармонию добродетели
и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра
приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира, где
этот идеал пребывает. Высшая цель нравственности находится в
сверхчувственном мире. Ведь душа получила свое начало не в
земном, а в высшем мире. Задача же человека состоит в том, чтобы
освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на
внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и
вечным. Именно таким путем душа может восстать из своего падения
в пучину чувственного мира и вернуться к исходному, обнаженному
состоянию. Наряду с этой крайней максимой излагается примиряющая
эвдемоническая позиция: в самой чувственности Платон видит эрос,
стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте
бытия.